27 июня 2023 года Государственная Дума РФ приняла во втором чтении закон, угрожающий московским национальным паркам – он разрешает строительство на их территории дорог и другой дорожной инфраструктуры. Подробности – в материале FederalCity.
По этому новому закону, проложить автомобильную трассу через зеленую зону, предназначенную для того, чтобы москвичи могли там спокойно гулять, дышать свежим воздухом и отдыхать на природе, не выезжая из города, станет возможно после согласования такого проекта с Правительством Москвы. Кроме самой дороги, в парках можно будет создавать и разные относящиеся к ней сооружения: мосты, надземные переходы, различные ограждения, а также автозаправки, мастерские по обслуживанию машин, пункты общественного питания и другие объекты дорожного сервиса.
Здание Минприроды в Москве. Фото: Википедия
Нетрудно представить, что в таких случаях останется от зоны отдыха – даже если проложить через нее одну дорогу со всеми сопутствующими сооружениями, это строительство «съест» огромную площадь и уничтожит множество растущих там деревьев и кустарников. А поскольку по этой трассе будут ездить автомобили, о чистом воздухе рядом с ней, да и в целом на территории парка также можно будет забыть.
При этом можно не сомневаться, что если девелоперы получат такое разрешение, одной дорогой на каждый парк они наверняка не ограничатся, так как подобное строительство – очень прибыльное дело. А значит, можно ожидать, что просторные зеленые зоны, включая и особо охраняемые природные территории, быстро «расчертят» дорогами на небольшие участки. При этом погибнет и множество растений, и обитающие в парках животные, среди которых есть и редкие, занесенные в Красную книгу виды. А на оставшихся участках с зеленью все равно будет шумно и воздух будет пахнуть выхлопными газами.
Троицкий лесопарк. Фото: Яндекс.Карты
К слову, многие зеленые зоны Москвы начали уничтожать – в том числе и прокладывая через них дороги – уже давно, и новый закон поможет строителям сделать это быстрее и помешает защитникам парков бороться против такой практики. Например, в национальном парке Лосиный остров сейчас планируется разрешить строительство дорог с транспортно-пересадочными узлами, и для того, чтобы это стало возможным, был подготовлен другой законопроект, предусматривающий передачу парка из ведения Министерства природных ресурсов и экологии под «присмотр» мэрии Москвы. Кроме того, в Алешкинском лесу уже начали прокладывать лыже-роллерную трассу, Троицкий лесопарк вырубают ради строительства школы, а лес в Балашихе – для возведения там жилых домов, хотя все это можно построить в других местах, не трогая деревья.
Читайте также: «Над Алешкинским лесом снова нависла угроза вырубки»
Активисты, защищающие эти природные территории, не могут добиться отмены строительства, но им, по крайней мере, удается сильно «тормозить» процесс вырубки, и благодаря их усилиям множество деревьев не было уничтожено – по крайней мере, пока. Но если Госдума примет закон, облегчающие дорожные и строительные работы в зеленых зонах, эти усилия окажутся напрасными, а если еще и станет возможным передавать парки в руки московской мэрии, защищать, по всей вероятности, скоро и вовсе будет нечего, так как глава столицы Сергей Собянин обычно дает разрешение на самое разное строительство, а на просьбы сохранить зоны отдыха, наоборот, не реагирует.