Главная причина нынешних проблем российской энергетики, в том числе и системы теплоснабжения, вроде недавно произошедших массовых аварий – наследие деятельности дилетантов, пришедших к управлению отраслью в 90-х годах и проведших разрушительные реформы. Прежде всего, Анатолия Чубайса.
Чрезвычайные происшествия с массовыми отключениями тепла по России, участившиеся на фоне сильных морозов конца прошлого – начала наступившего года, заставили власти действовать. Однако деятельность эта часто приобретает весьма спорные формы. Так, например, случилось в Московской области, где дошло до национализации Климовского патронного завода.
За это предприятие, из-за аварии котельной которого Климовский район подмосковного Подольска в 20-градусные морозы на несколько дней остался без отопления, взялись с особым рвением. Московский суд арестовал гендиректора завода, начальника котельной и даже заместителя главы Подольска.
Роман Рязанцев Источник: moscowcourts / Telegram
В то же время городской совет депутатов на внеочередном заседании единогласно проголосовал за передачу злосчастной котельной в муниципальную собственность. Фактически же речь теперь идет о национализации всего предприятия – процедура которой и была начата по поручению Президента.
Однако некоторые юристы выразили недоумение правовыми основаниями таких действий.
- Вероятно, формально основанием могло стать присутствие в капитале завода иностранных участников, - говорит один из них. – Но это не дает оснований для национализации – только временного управление активом.
При этом мало кто сомневается в том, что в чрезвычайной ситуации – вроде той, что сложилась в начале года – государство вправе брать на себя управление частными активами. Но, как полагают некоторые юристы, шага, предпринятого подольскими депутатами – передачи котельной под управление муниципалитета – в данном случае было вполне достаточно.
Однако чиновники пошли по иному пути, пытаясь национализировать, в общем-то, успешный актив. При том, что сам по себе завод к теплоснабжению имеет отношение весьма отдаленное – лишь из-за той самой котельной. Все это заставляет заподозрить банальный «отжим» довольно успешного предприятия, которое выпускает травматические пистолеты «Хорхе», а также патроны к ним.
Стенд Климовского патронного завода. Источник: air-gun.ru
Теперь же, в случае завершения процедуры национализации, завод может быть передан «Ростеху». Причем неизвестно, получат ли нынешние владельцы предприятия компенсацию.
Но в любом случае проблема гораздо шире и серьезнее, чем ситуация вокруг отдельно взятого подмосковного завода. Корни ее кроются в развале и деградации отечественной энергосистемы в последние годы существования СССР и «шоковой терапии», проведенной в этой области либеральными властями России в 90-х годах. Прежде всего их связывают с одиозной фигурой ныне покинувшего страну Анатолия Чубайса, который в 1998 году возглавил РАО «ЕЭС России» - созданную в 1992 году энергетическую монополию, владевшую 72 процентами мощностей всех электростанций страны и 96 процентами всех линий электропередач.
Пришедшая тогда к управлению энергосистемой страны команда прежде всего отличалась полным непрофессионализмом в данной отрасли.
- Распад энергетической отрасли России начался с прихода в руководство абсолютных непрофессионалов, - говорил академик РАН Владимир Накоряков. – …До определенного времени технологического задела, созданного за предыдущие годы, было достаточно, чтобы выдержать те усилия, которые прилагала пришедшая команда абсолютных дилетантов в энергетике и экономике к разрушению энергокомплекса и потере управления им.
Советский плакат. Источник: cameralabs.org
Понятно, что сохранить советскую систему энергетики было невозможно – после распада Союза она уже не могла полноценно функционировать, кроме того, была весьма устаревшей. Однако в отношении ценообразования на энергию население страны вполне устраивала. В СССР была самая дешевая электроэнергия в мире – многие сейчас даже думают, что бесплатная, хотя это не так. Действовал единый тариф на электроэнергию для населения, который в течение нескольких десятилетий оставался на неизменном уровне – четыре копейки за один кВт-ч. Таким образом цена ста кВт.ч потребленной электроэнергии составляла примерно два процента от средней зарплаты.
Достигались столь низкие цены за счет государственных субсидий, а также того, что промышленные предприятия и крупные потребители энергии платили более высокие тарифы. И тем компенсировали затраты на сниженные тарифы для малоимущих и жителей сельской местности.
Заседание комиссии по разработке плана ГОЭЛРО. Слева направо-К.А.Круг, Г. М. Кржижановский, Б. И. Угримов, Р. А. Ферман, Н. Н. Вашков, М. А. Смирнов. 1920 Источник: ИА Красная Весна rossaprimavera.ru
Конечно, подобная тарифная политика способствовала равному доступу к электроэнергии и развитию промышленности. Но при этом в ней было заложено отсутствие экономической мотивации для сокращения потребления электроэнергии в целях экономии.
Главное, что такую схему в условиях огромной страны можно реализовать лишь при условии, что всю энергетику регулирует государство – что и имело место в СССР. Пришедшие же к власти после его развала либералы намеревались монополию эту разрушить.
Однако сразу этого сделать не решились даже они. Вместо этого вставший во главе РАО «ЕЭС России» Чубайс повел себя, в сущности, как выколачивающий долги коллектор. К тому времени потребители оплачивали не более 85 процентов потребляемой электроэнергии, причем деньгами – не более 20 процентов, остальное — посредством векселей, зачетов, бартера. Задолженность их перед РАО была огромна.
Само собой все это явилось следствием общего развала экономики, который сами «младореформаторы» и устроили. Однако последствия они переложили, конечно, на рядовых потребителей. Неплательщиков в массовом порядке стали отключать от сетей.
При этом энергетическая инфраструктура практически не обновлялась и не модернизировалась, не запускались новые мощности – во все это руководство «ЕЭС России» попросту не вкладывалось.
Энергосети. Рисунок сгенерирован нейросетью
Уменьшив неплатежи и снизив объем дебиторской и кредиторской задолженности РАО, Чубайс с 1 июля 2008 года его ликвидировал. «ЕЭС России» разделили на 23 независимые компании, из которых в госсобственности были лишь две. Львиная доля энергетики страны попала в частные руки, а плата по постоянно повышающимся тарифам стала в значительной степени уходить на сторону, оседая в офшорах. Надо думать, лишь ради такого результата Чубайс и был поставлен во главе энергетического монополиста.
Нынешние шаги российских властей по национализации предприятий, вроде того, что происходит сейчас с патронным заводом, казалось бы, знаменуют попытки отыграть ситуацию назад и возвратить энергетику в государственные руки. Однако многие специалисты выражают сомнение в благотворности этого процесса.
Во-первых, в инфраструктуру средства по-прежнему не вкладываются или вкладываются недостаточно. Что и показала серия коммунальных аварий начала года. Во-вторых, надо думать, национализированные мощности будут передаваться неким «эффективным собственникам». Но неужели ими будут управлять те же самые чиновники, по вине которых совсем недавно тысячи людей замерзали в своих квартирах?
Скорее всего, эти «эффективные» продолжат старую политику – не вкладывать в развитие сетей, но рвать три шкуры с потребителя. А если систему и будут модернизировать, то расходы на это будут включаться в тариф.
Таким образом получается, что национализировать следует не отдельные теплосети и котельные, а всю систему. То есть возвращаться к разрушенной «реформаторами» госмонополии. Иначе тарифы в нашей самой богатой энергоресурсами стране по-прежнему будут повышаться галопом, вырученные деньги продолжат утекать на сторону, а расплачиваться за все это так и предстоит простым людям.