Надежда Загордан: Реформу МСУ в Москве надо начать с введения санкций за неисполнение законов об МСУ

Надежда Загордан: Реформу МСУ в Москве надо начать с введения санкций за неисполнение законов об МСУ
  Акция против строительства ТПУ с участием муниципальных депутатов. Фото: Facebook
Муниципальный депутат района Измайлово Надежда Загордан по просьбе ИА FederalCity рассказала о своем видении реформы местного самоуправления в столице. 

"Мой опыт общения и пребывания в органах местного самоуправления насчитывает 7 лет. С 2012 года я была общественным помощником муниципального депутата, а с 2017 года и сама являюсь муниципальным депутатом. 

За семь лет произошел ряд изменений, в том числе и в отношении полномочий органов местного самоуправления (далее МСУ), причем на протяжении последних семи лет это выглядело как шаг вперед и два назад.

Например, в 2012 органы МСУ были наделены отдельными полномочиями г.Москвы (закон №39 г.Москвы от 11.07.2012 года), среди которых: 

- участие в работе комиссий по приемке выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, 

- согласование плана благоустройства парков и скверов, 

- заслушивание руководителей управляющих компаний о работе по содержанию многоквартирных домов с учетом обращений жителей, 

- участие в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку выполненных работ по капитальному ремонту, 

- согласование проекта градостроительного плана земельного участка для размещения объектов капитального строительства общей площадью до 1500 кв. метров и др.

Однако в 2014 году была дана команда Советам депутатов г.Москвы отказаться от своих полномочий в направлении досуга и спорта. Да, была дана именно команда, т.к. практически все Советы депутатов 2012 года избрания были подконтрольны мэрии (являлись административным ресурсом). В итоге фактически были ликвидированы исполнительно-распорядительные органы почти всех муниципальных округов г.Москвы. С 2014 года весь бюджет муниципального округа (далее МО) начал уходить на содержание главы округа, трех-пяти сотрудников аппарата МО (кадровик, бухгалтер, секретарь), организацию нескольких праздников, закупку канцелярских товаров. Да, газеты еще. Сейчас они в основном в электронном виде с описанием того, как прошли праздники в МО, хранятся в укромных уголках непосещаемых сайтов муниципалитетов. 

Заседание Совета муниципальных депутатов. Источник: Facebook 

На 2019 год у МСУ г.Москвы фактически нет бюджета (если не считать бюджет на заработные платы нескольких сотрудников аппарата МО и на пару-тройку районных праздников), которым можно распоряжаться. Также у МСУ нет  собственности в виде недвижимости (помещения, здания или иные объекты недвижимости). А если нет материальной базы, то и управлять нечем. 

Т.е. в г.Москве местное самоуправление имитируется, а не существует реально, хотя ст. 12 Конституции РФ и ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает следующие вопросы местного значения, которые могут решаться МСУ: 

-  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности  [Москве муниципальное имущество отсутствует, есть только имущество г.Москвы и им распоряжается исполнительная власть]; 

- управление местными налогами и сборами [налогами МСУ не управляет, как и сборами типа платы за парковки и т.п.];

- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения [в г.Москве тоже МСУ этим не занимается];

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа [тоже мимо];

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок  [оказалось, что в Москве нет дорог местного значения, и даже при желании ничего сделать с парковками нельзя, всем заведует исполнительная власть]

- утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории [тоже не работает вообще в Москве];

и т.д.

Т.о. муниципальные депутаты г.Москвы не имеют никаких полномочий, которые предполагает Федеральный Закон РФ о местном самоуправлении.

Чтобы реально осуществлять тот перечень полномочий, который федеральный законодатель готов отдать на местный уровень, необходимо прекратить направлять практически весь бюджет на органы исполнительной власти, а оставить его значительную часть в муниципальном образовании. 

С другой стороны и депутаты, принимающие решения, должны быть глубоко погружены в решаемый круг вопросов. А это невозможно, т.к. муниципальные депутаты в Москве не имеют заработной платы и по факту являются общественными активистами. Почему именно так?

Дело в том, что московский закон о местном самоуправлении №56 «Об организации местного самоуправления в г.Москве» говорит, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов об общей численности. Это значит, что рабочее время посвящать своему округу и получать за это заработную плату может только глава муниципального округа (МО), который избирается депутатами из своего состава (или достается по наследству следующему созыву, если новый созыв не смог избрать самостоятельно главу МО). 

Конечно, при таких ограничениях, которые предусматривает региональное законодательство, говорить об укреплении позиций местного самоуправления не приходится, т.к. полномочия – это не только возможности, но ответственность, и полноценно осуществлять их эпизодически при наличии свободного от работы времени не получится. 

Комиссия по приемке детского игрового и спортивного оборудования в Измайлове. Источник: аккаунт Надежды Загордан 

Можно вернуться к тому, что муниципальным депутатам были переданы некоторые контролирующие функции в 2014 году (Закон №39 о переданных полномочиях г.Москвы). 

Дело в том, что ряд неудобных полномочий для исполнительной власти в сфере контроля муниципальными депутатами просто игнорируется. 

Примеры тут такие: никаких комиссий по приемке выполненных работ по благоустройству дворовых территорий нет (по крайней мере в ВАО), согласование плана благоустройства парков и скверов с Советами депутатов тоже не ведется (да и что такое план благоустройства, тоже нигде не написано), согласование перечня объектов компенсационного озеленения на территории жилой застройки – это вообще экзотика в Москве и т.д. Список можно продолжать.

Почему в Москве не работает закон №39 о переданных полномочиях? По нескольким причинам: 

  1. Отсутствуют санкции за нарушение законов о местном самоуправлении, и – как следствие – данный закон полностью игнорируются. 

  2. В городе Москве окончательно убиты контролирующие и правоохранительные органы. Можно написать сотни тысяч жалоб и сообщений о преступлениях, но все они попадут или в управу или в префектуру и ответят вам отпиской. Т.е. и прокуратура, и ОВД, и ОАТИ – учреждения по написанию отписок.

Т.о. Москва не обладает признаками, характерными для правового государства. Москва – это территория правовой анархии и олигархии, при которой власть принадлежит строительному лобби и чиновникам исполнительной власти, которые закупают миллиардами у аффилированных подрядчиков бордюр, плитку, реагент и т.п.

Приведет ли к чему-то изменение  объема переданных полномочий на уровень органов местного самоуправления? При учете того, что даже те декоративные полномочия, которые прописаны в нормативно-правовых актах г.Москвы (включая 39 закон), сейчас просто игнорируются абсолютно на всех уровнях государственной власти, то не думаю, что путь расширения полномочий МСУ в существующей системе управления страной и Москвой эффективен.

Но это не значит, что реформа не нужна. Реформа, безусловно, нужна, но ее я бы начала с прописывания санкций и персональной ответственности за неисполнение законов о местном самоуправлении. Также необходимо изменить 56 закон г.Москвы и снять ряд барьеров, которые целенаправленно ограничивают развитие МСУ. Но это вопрос к нашей обновленной Московской городской думе, которая не имеет на данный момент оппозиционного большинства для принятия таких решений.

Поэтому на сегодняшний день я бы попыталась более детально отработать те полномочия, которые у нас есть, убрать противоречия и конкретизировать те полномочия, которые у нас законодательно прописаны, но не исполняются в силу описанных выше причин". 

Ранее на страницах ИА FederalCity со своим пониманием того, какой должна быть реформа местного самоуправления в Москве, выступили депутат Мосгордумы Евгений Ступин, председатель инициативной группы по созданию ТОС Донского района, правозащитник ЮАО г. Москвы Клим Лихачев, муниципальный депутат района Черемушки Елена Селькова, муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский. Дискуссия о реформе местного самоуправления возникла после предложения начать обсуждение этой проблемы главы муниципального округа Таганский Ильи Свиридова, предложившего также и свой вариант преобразований в местном самоуправлении Москвы. 



Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.
Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен