ИА FederalCity продолжает публиковать мнение экспертов о проблеме слишком большой нагрузки на современных школьников. Сегодня по просьбе ИА FederalCity о своем видении причин сложившейся ситуации рассказала доктор педагогических наук, профессор, депутат Мосгордумы Любовь Никитина.
Педагог с многолетним стажем согласна, что в школе сейчас задают на дом очень много, специалисты много и часто об этом говорят, но ситуация не меняется.
Необходим пересмотр программ, в которые включено слишком много предметов и слишком большой объем знаний, которые, вероятно, в таком количестве, не нужны, считает Никитина.
По мнению собеседницы ИА FederalCity, проблема связана с общим изменением образовательной политики в нашей стране.
"В советское время образовательная политика строилась на очень простом постулате: учиться было трудно, а сдать экзамен – легко. Была провозглашена линия на то, чтобы у нас были грамотные, квалифицированные, хорошо образованные граждане, хотя в то же время было и понимание, что все люди разные, и воспринять большой объем знаний могут не все", – сказала Любовь Никитина.
В советской школе. Источник: mos.ru
Система школьного образования была достаточно эффективной, все выпускники получали необходимый объем знаний, считает педагог.
Теперь образовательная политика, по мнению Никитиной, изменилась кардинально, хотя общество об этом не слишком информировано.
"Теперь учиться не трудно, трудно сдать экзамен. Для того чтобы всё-таки детей выпускать, изменили систему оценки знаний. Было только три отметки – "3", "4", "5", теперь для того, чтобы считать образование законченным, ввели 100 баллов, благодаря чему всегда можно прикинуть, сколько на данном этапе нужно получить для того, чтобы в итоге набрать нужную сумму, и образование считалось полученным", – говорит Никитина.
По мнению Никитиной, в отличие от советской системы, где педагоги "выкладывались", сегодня на учителях нет той же ответственности.
"Как ведет себя учительница в школе, где учится моя внучка? Почему ей, смышленой девочке, понадобилось в течение года заниматься с бабушкой, которой, в общем-то, некогда? Потому что учительница приходит в класс, называет страницу в учебнике, дает задание читать правило, затем делать упражнение. По сути, это всё", – рассказала Никитина.
Современные выпускники. Источник: mos.ru
И если раньше в советской системе образования ответственность лежала на учителе, именно с него требовали обеспечить успеваемость, то теперь это не так, считает педагог. Педагог рассказала, что если она ставила двойку ученику, то завуч говорила ей, что двойку она поставила себе, а не ученику, и эту двойку требовала исправить именно от учителя.
"Мы обязаны были не просто обеспечивать успеваемость, мы обязаны были закреплять знания. Мы несли ответственность за то, что мы вложили. Я, например, не требовала от детей учить наизусть правило, моя задача была в том, чтобы дети это правило сформулировали сами на повторяющихся примерах. Я отрабатывала это до тех пор, пока правило не оставалось у них на всю жизнь. Поэтому у нас было поколение в целом грамотных людей, несмотря на различия в способностях, возможностях семьи и так далее. Сейчас этого не требуется. Куда как проще при подготовке к экзаменам отрабатывать тесты в повторяющемся режиме, хотя бы на "тройку". И этого достаточно. А если нужна более высокая оценка, то теперь должны родители предпринимать дополнительные усилия – либо сами заниматься, либо нанимать репетиторов", – считает педагог.
По ее мнению, сейчас происходит сегрегация уже на уровне подхода к самоорганизации при обучении:
"Способные дети из семей с ресурсами развиваются, они сдадут все свои ОГЭ и ЕГЭ на том уровне, на котором необходимо, чтобы дальше получать хорошее образование. Все остальные все равно свою "тройку" смогут получить, не особенно готовясь. А учителям можно переложить обучение на самого ребёнка и его семью, поэтому так много задают".
Любовь Никитина считает, что произошедшие изменение в системе образования связаны с общим изменением в развитии нашего общества и страны. Говоря о положительных примерах зарубежных стран, таких, как Финляндия, где при невысоких нагрузках на школьников система образования занимает высокие места в международных рейтингах, собеседница ИА FederalCity отметила, что в этих странах другая образовательная политика, в которой в приоритете здоровье и "щадящее отношение к детям".
"У нас щадящего отношения никогда не было. Ребенок, когда шел в школу, ему сразу говорили: "А теперь у тебя большие обязанности перед обществом, перед семьей – ты обязан хорошо учиться. В Финляндии такого ребенку никогда не скажут", – говорит Любовь Никитина.
По мнению педагога, трудно спрогнозировать, изменится ли образовательная политика:
"Станет ли у нас более человечным отношение к детям, придет ли понимание, что ребенок – это не образовательная единица, а личность?.. К сожалению, образование становится более бездушным", – считает Любовь Никитина.
В советской школе. Источник: mos.ru